Что делать, когда брак выдохся?

0
мин

What-Do-You-Do-When-Your-Marriage-Goes-SourНесмотря на то что Фил и Эмили договорились со служителем о семейном консультировании, на встречу они пришли не для того, чтобы решать проблемы своей семьи. В действительности, они уже пришли к решению развестись. Тем не менее, они были христианами и понимали, что развод — неверное решение, так как для него не было библейских оснований. Не было совершено прелюбодеяния, никто ни от кого не ушел, но они были необъяснимо несчастны. Они думали: «Если мы только убедим его, что жить дальше в таком браке невозможно, то, вероятно, он сможет показать нам, как Бог в Своем законе может сделать исключение для нас». С таким внутренним настроем они впервые рассказали свою историю пастору Каннингему.

— Теперь вы видите, — заключила Эмили, — от нашего брака ничего не осталось. Я больше не испытываю никаких чувств к Филу, нам не на чем строить отношения.

Фил закончил свои объяснения в том же ключе:

— Думаю, вы уже давно не сталкивались с такой ситуацией, как у нас. И, хотя мы с Эмили во многом не соглашаемся, должен сказать, она абсолютно права в том, что от нашего брака не осталось ничего — ни одной капли любви, которую я когда-то испытывал к ней. Все исчезло.

Оба закончили свои объяснения с неловкой убежденностью: глубоко внутри они понимали, что развод — это неправильное решение, однако, последнее слово по этому поводу они уже сказали. Действительно, что еще мог посоветовать пастор, когда уже не осталось никаких чувств, никакой любви, ничего больше не осталось? Они ждали в надежде, что он сам вместо них вынесет окончательный вердикт: «Ну, раз от вашего брака ничего не осталось, то, полагаю, иного варианта, кроме как развестись, у вас нет». Они надеялись, что, услышав от него нечто подобное, они смогут избавиться от неприятных ощущений, вызванных чувством вины. На самом же деле им был необходим целительный бальзам для их душ.

— Мне очень жаль слышать, что вы переживаете такое сложное время и что находитесь в таком плачевном состоянии. Когда брак скис и вы обнаруживаете, что все ваши попытки снова вернуть ему вкус терпят неудачу. Действительно нужна помощь. Вы говорите, что больше нет любви и не осталось никаких чувств? Это серьезно. Если вы не любите друг друга, остается сделать лишь одно. («Ну вот, — думают они, — Сейчас он посоветует развестись!») Вам придется научиться любить друг друга.

— Научиться любить? — воскликнули они почти одновременно.

— Что вы имеете в виду под «научиться любить»? — спросил Фил, как только пришел в себя от неожиданного ответа.

— Да, — цинично заметила Эмили. — Как можно научиться любить? Чувства из воздуха не возьмутся.

— Я не говорю о чувствах, — ответил пастор Каннингем. — Я говорю о любви. Эти два понятия не идентичны, хотя голливудские кинофильмы, телевидение и «Плэйбой» могут утверждать обратное. В первую очередь, любовь это не чувство. Прежде всего, любовь — это намерение делать добро другому человеку, потому что Бог велел так поступать. Следовательно, любовь начинается с желания угодить Богу. Любовь к другому человеку означает готовность отдать ему все, в чем он нуждается, из того, чем ты обладаешь, потому что ты знаешь, что этого хочет Бог. Там, где есть истинная любовь, вскоре возникают и чувства.

— Я совсем не ожидал услышать такое от вас, — сказал Фил.

— И я, — подтвердила Эмили. — Вообще-то, — продолжила она — у меня большие сомнения по поводу того, что вы сказали. Как можно научить кого-то любить? И что значит «научиться любить»?

— Я объясню. Давайте немного подумаем, что означает библейская любовь и как можно научиться такой любви. Сначала заметьте, что Бог повелевает нам любить. Вы ведь не можете приказать людям испытывать определенные чувства?

— И что?..

— Например, если бы я сказал: «Эмили! Сердитесь», вы ведь не смогли бы просто включить свой гнев. Верно?

— Хм, скорее всего, нет.

— Поэтому вслушайтесь в эти стихи из Библии: «Люби Господа Бога твоего… Люби ближнего своего как самого себя!» Это повеления. Бог повелевает любить. Если бы любовь изначально была просто чувством, нельзя было бы требовать любви, вы понимаете?

— Думаю, да, — сказал Фил. — Но какое отношение это имеет к нам?

— Прямое, Фил. Ты понимаешь, что Бог требует от тебя любить твою жену. Послушай, что Он написал через апостола Павла: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). Помнишь, что Христос умер на кресте ради Церкви?

— Вы имеете в виду, что я должен научиться любить Эмили так, чтобы быть готовым умереть за нее?

— Именно!

— Забудьте! Я бы никогда в жизни не научился любить ее так.

— Мы не можем забыть, потому что это Божье повеление. Но, наверно, тебе лучше начать с чего-нибудь попроще. Библия также повелевает любить ближнего — она в этом смысле самый близкий человек — ты ешь с ней вместе, спишь с ней…

— Я даже так не могу любить ее!

— И я так не смогу полюбить его!

— Мне очень жаль это слышать, но у вас все равно есть надежда. Библия также настаивает на любви и в других случаях, и для вас это должно стать отправной точкой. Бог повелевает: «Любите врагов ваших». Видите, у вас нет другого выхода. Вы должны научиться любить друг друга. Это повеление Бога.

— Нет!

— Да. Кстати, хочу вас обнадежить относительно Божьего повеления любить: Он никогда не повелевает Своим детям делать то, в отношении чего Он не оставил указаний или на выполнение чего не дает сил.

— Да что же это такое! Мы пришли, чтобы вы помогли нам выбраться из этого безнадежного брака, а вы еще сильнее завязываете узел на наших отношениях. Спасибо за такую помощь!

— Да уж, помогли.

— Подождите, я еще не закончил. Если вы действительно хотите выкарабкаться из этой безнадежности, я могу вам помочь. Но вы никогда не найдете выход, просто расторгнув брак. На самом деле, ваши проблемы только усугубятся, если вы пойдете таким путем. Вы не можете восстать против Бога и ожидать, что все обернется к лучшему — «труден путь грешника». Идя таким путем, вы никогда не обретете мир, счастье или избавление от своих несчастий. Ведь все это: сопутствующие реалии, ускользающие от тех, кто гонится за ними. Они приходят лишь к тем, кто стремится угождать Богу, а не себе. Если вы покаетесь в своем грехе, который вы совершили в сердце, решив положить конец вашему браку, и если позволите мне помочь вам научиться поступать согласно тому, что говорит Бог, то вновь обретете мир и радость раньше, чем сможете это понять. Одно хочу прояснить сразу: вы не можете делать того, что говорит вам Бог только для того, чтобы избавиться от своих несчастий; вашим первым и самым главным мотивом должно стать желание угодить Богу.

— Ну, мы хотим угодить Богу. Именно поэтому мы и пришли к вам, мы понимаем, что запланированное нами решение неправильное. Мы надеялись, что вы поможете нам его как-то оправдать, но, кажется, это невозможно.

— Верно, Эмили, невозможно. Я благодарен тебе за твою честность и за эти слова.

— Но я не понимаю, что можно сделать сейчас с нашим браком, когда он окончательно развалился? Конечно, мы бы хотели все вновь собрать воедино, но это кажется не реальным. Пастор, не кажется ли вам, что вы обещаете больше, чем можете сделать?

— Знаю, то, что я предлагаю, кажется нереальным, Фил, но если ты серьезен в отношениях с Богом и будешь поступать так, как Он говорит, то обещаю, что через шесть-восемь недель у тебя будет потрясающий брак!

— Звучит настолько хорошо, что аж не верится.

— Да, знаю, но я уже достаточно часто видел подобное и знаю, что это правда. Хочу только вас предупредить, если все только закончится разговорами, то дальше благих намерений ничего не пойдет. Богу не нужны избитые набожные фразы. Он хочет видеть действия, Он требует перемен. Многие из этих перемен вам дадутся с трудом, и вам не всегда будет нравиться то, что скажет вам Бог. Но вы должны слушаться Его и делать это просто потому, что Он так сказал. Вы не всегда будете понимать, почему Он говорит так поступать, однако делайте так, чтобы угодить Ему. Вам надо будет выполнять конкретные требования. Первое, с чего нужно начать, — это попросить у Бога прощения, а затем — друг у друга. Что вы на это скажете?

— Ну, полагаю, что другого выхода нет…

— Я хочу попробовать. По правде говоря, я никогда не хотела, чтобы наш брак распался.

— Хорошо. Хочу вам сейчас наглядно объяснить, что собой представляет основное библейское понятие — любовь. Прежде всего, любовь — это не чувство, как мы уже увидели. Любовь, в первую очередь, проявляет себя, когда человек отдает. Чувство сосредоточено на себе, а любовь сосредоточена на другом человеке. Вслушайтесь в эти слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16); «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). Не забывайте также о стихе из послания к Ефесянам, который я цитировал ранее: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». В каждом стихе, где говорится о любви Христа, которая есть примером любви между мужем и женой, она ассоциируется с отдачей, а не чувством. И именно с этого вам нужно начать: вы должны научиться отдавать. Вы должны отдавать друг другу все, что имеете из того, в чем нуждается другой. Не всегда вам будет легко, потому что вы привыкли желать, ожидать и требовать, а не отдавать. Это все придется изменить. Вам даже придется научиться отдавать, когда ваш партнер не поступает по любви или ведет себя так, что его или ее очень трудно любить. Помните, что Иисус Христос отдал Себя за грешников, за бунтарей, за врагов. Потому вы можете быть уверены, что и вы сможете так поступать, потому что Он сказал нам делать добро нашим врагам. Если враг ваш голоден — дайте, если жаждет — дайте. Так говорил Иисус. Он не говорил: «Сначала почувствуй любовь к нему, и затем давай». Нет, Он просто сказал: «Дайте». Если бы нам приходилось ждать до тех пор, пока мы не будем испытывать добрые намерения и теплые чувства к своим врагам, чтобы накормить или напоить их, то, вполне возможно, они бы давно умерли от голода или жажды. Мы должны отдавать; давать врагу то, в чем он нуждается, потому что Бог так говорит, несмотря на то хочется нам этого или нет.

— Но разве мы не будем лицемерами, делая что-то для человека, когда нам этого не хочется?

— Нет, Эмили, ты снова руководствуешься чувствами в отношении к жизни, а нужно смотреть с библейской перспективы. Лицемерие не определяется твоими чувствами — хочется или не хочется тебе что-то делать. Несмотря на то, что сегодня могут сказать некоторые люди, ты должна делать то, что Бог повелевает делать, чтобы угодить Ему, вне зависимости от того, хочется тебе этого или нет.

— Совсем вас не понимаю, объясните получше.

— Ну хорошо, смотри. Первое, что я сделал сегодня утром, было то, что мне не совсем хотелось делать, к чему у меня не было ни малейшего желания, — я встал с постели! Стал ли я от этого лицемером?

— Ну, конечно же нет.

— Также и ты не станешь лицемером, делясь любовью с ближним, даже когда тебе не хочется этого. Меня можно было бы назвать лицемером, если бы я начал всем вокруг рассказывать, что мне было приятно подниматься с постели, хотя на самом деле это было не так. Делать то, что Бог нам говорит вопреки нашим чувствам не является лицемерием до тех пор, пока мы не обманываем себя в своих истинных мотивах. Причина, по которой я рано поднимаюсь утром, в том, что я знаю, что таким образом я веду себя ответственно по отношению к Богу и к моему работодателю. Причина, по которой ты должна отдавать в любви, по сути, должна быть той же: потому что ты хочешь угодить Богу и, следовательно, стать ответственной женой (или ответственным мужем) в Его глазах. Пока ты не прикрываешь свои действия ложными мотивами вроде «я делаю это для тебя, любимый, потому что ты так много для меня значишь», ты не лицемеришь.

— Надо же, я никогда об этом не думала раньше. Но вы сказали, что начинать нужно с прощения. А если я не хочу прощать Фила? Я должна думать так же, как и в случае с любовью?

— Ну вот, ты уже мыслишь в правильном направлении. Прощение это тоже не чувство. Вообще-то прощение — это обещание. Когда ты в вере уповаешь на Христа, как на своего Спасителя, Бог обещает больше не вспоминать твоих грехов. Это не значит, что Он забывает о них; Бог никогда ничего не забывает. На самом деле, это значит, что Он никогда не будет вспоминать об этих грехах, чтобы снова использовать их против тебя. Поэтому, когда вы прощаете друг друга, то обещаете, что не будете делать следующих трех вещей в отношении проступков друг друга. Вы даете следующие обещания:

1. Я не буду использовать их против тебя в будущем.

2. Я не буду говорить о них другим людям.

3. Я не буду зацикливаться на них сам.

Есть только один способ испытывать хорошие чувства друг ко другу — это поступать правильно друг с другом. Точно так же есть единственный способ испытывать правильные чувства друг ко другу и даже забыть все причиненное вам кем-то зло — это сдержать такое трехкомпонентное обещание, которое вы даете, когда произносите слова «я прощаю тебя». Понимаете, вам не нужно испытывать чувство прощения для того, чтобы его дать, нужно просто простить. Вопреки всем чувствам Христос сказал нам, что мы должны прощать брата семь раз в день, если он обращается к вам со словами «я каюсь» (Лк. 17:4). Стало понятней?

— Фух, боюсь, что да. Даже слишком понятно! Я думаю, что ни Эмили, ни я не имеем способности поступать так.

— Я очень рад от вас это слышать, потому что никто не сможет сделать этого ценой своих собственных усилий. Но также нельзя сидеть без действия и ждать, что Бог просто придет и даст вам силу так поступать до того, как вы начнете так поступать. В той же главе Евангелия от Луки ученики ответили на слова Иисуса о прощении человека семь раз в день следующим образом: «Умножь в нас веру». С виду звучало очень смиренно, но на самом деле это была набожная попытка отвертеться. Иисус ответил им на это с горечью: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: „Исторгнись и пересадись в море“, то она послушалась бы вас». Понимаете ли вы, что Он имел в виду? Он говорил: «Вам не нужно больше ничего. Даже той веры, которая есть в вас, достаточно, чтобы совершать чудеса, если вы только начнете действовать в послушании». Это же относится и к тебе, и к Эмили. Вы оба спасены. Вы поверили в смерть и воскресение Христа и пришли к познанию прощения грехов и уверенности в вечной жизни. В вас живет Сам Святой Божий Дух. Совершенно верно то, что сами по себе вы не можете послушаться. Но вам и не нужно этого делать собственными силами. Вам больше ничего не нужно. Все ресурсы Бога доступны вам, когда вы делаете первый шаг послушания, чтобы сделать то, что повелевает Бог в Библии. Если вы будете подчиняться Богу искренне, с молитвой и верой, то Иисус, который обещал, что вы «все можете в укрепляющем» вас (Флп. 4:13), даст вам сил. Чаще всего эта сила появляется, когда вы уже начинаете действовать в повиновении с верой, а не сидите и ждете в недоверии, что Бог проявит в вас свою силу. Каждое повеление Бога дает надежду Его детям, как я уже говорил, Бог никогда не попросит Своих детей делать ничего, для чего бы Он не предоставил способ, как это сделать, и силу, с помощью которой это можно сделать.

— Я вижу, что Бог предусмотрел намного больше, чем я мог себе представить. Кажется, у меня начинает появляться надежда. Если Библия говорит обо всем этом, тогда, возможно, в ней есть еще и такое решение для наших проблем, о котором я мог только мечтать.

— Совершенно верно, Фил! Только давай сразу уточним: в Библии есть не только решение твоей проблемы, в ней есть все решения для всех проблем. В Своем Слове Бог говорит, что Он дал нам «все необходимое для жизни и благочестия» (2 Петр. 1:3).

— Да, мне тоже интересно. С чего нам начать? В каком направлении двигаться?

— Очень хорошо. Через несколько мгновений я объясню вам ваше домашнее задание на неделю, которое вы должны будете выполнить после того, как обратитесь к Богу и друг ко другу за полноценным прощением (я также хочу поговорить с вами о том, как это правильно сделать до того, как мы закончим эту встречу). Но прежде чем идти дальше, есть еще один вопрос, который я хотел бы с вами обсудить. Фил, давай еще раз вернемся к стиху из Еф. 5:25. Помнишь, Бог повелевает: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь»? Из этой части главы одно ясно точно (повторяется снова и снова): что любить – это повеление для мужа, а не для жены. Если в твоем доме нет любви, то, прежде всего, это твоя вина и твоя ответственность следить за тем, чтобы любовь зародилась, поддерживалась и росла.

— Теперь и у меня появляется надежда тоже!

— Рад за тебя, Эмили, потому что у тебя тоже есть ответственность, о которой говорится в той же части главы. Мы поговорим об этом позже. Продолжим. Павел подчеркивает, что мужчина — глава своего дома так же, как Христос — глава Церкви. Это значит, что Он в первую очередь несет ответственность за то, чтобы в доме была любовь. Главенство обладает и полномочиями, но мы начнем с обязанностей. Подведем итог тому, что говорит Бог: быть во главе значит быть любящим лидером дома. Это лидерство должно следовать примеру, который дал Иисус Христос, руководя Своей Церковью с любовью. Если вкратце, то каждый женатый христианин имеет и привилегию, и обязанность демонстрировать отношения между Христом и Его Церковью. Фил, ты очень хорошо знаешь, что не Церковь первая обратилась ко Христу в любви. На самом деле, в 1 Ин. 4:19 написано, что мы (церковь) любим Его, «потому что Он прежде возлюбил нас». Более того, эта любовь была проявлена Христом исключительно по благости: в нас не было ничего такого, чем мы могли бы привлечь Бога. По своей собственной воле и желанию Бог решил излить на нас Свою любовь. Поэтому, Фил, когда тебе трудно проявлять любовь, помни, что Богу это тоже не было легко.

— Я всегда хотел быть главой в собственном доме, но никогда не знал, с чего начать.

— И я всегда хотела, чтобы он брал на себя ответственность и руководство.

— Что ж, в тех заданиях, что я вам дам, надо будет многое сделать. Это будет хорошее начало недели. Теперь, Эмили. Хотя в отношении сути твоей роли в доме Бог не требует от тебя любви, Он все-таки настаивает на повиновении: «Но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:24). Позволь мне объяснить тебе, что это значит. Я думаю, ты будешь удивлена, когда увидишь, что связано с этим повелением… вообще-то, в этом заключается путь к полноценной жизни. Для начала…

Вы прочли достаточно, чтобы понять, что надежда есть. Фил и Эмили — только двое из тысяч людей, которые в этом году найдут помощь для своего брака в истинном христианском душепопечении. А как насчет вашего брака? В нем тоже все наперекосяк? Надежда есть. Но эту надежду можно найти только во Христе.

Авторское право принадлежит Джей Э. Адамсу 1975г.

Оригинал © Jay E. Adams Ministries, перевод © Вузлиб, сверка с оригиналом © Help for Heart.

Комментарии

Добавить комментарий