Про „это“. Часть 1

0
мин

Также смотрите вторую часть.

homoГомосексуализм. Одно лишь упоминание этого слова заставляет многих встрепенуться и насторожиться. Это козырный жупел сторонников борьбы с упадком морали административными методами. В то же время, некий заговор молчания окружает тему гомосексуализма в сфере библейского назидания. Отсутствие твердого фундамента порождает среди христиан неуверенность, неопределенность и даже смущение. В результате одни постоянно призывают к крестовому походу против «всепоглощающей угрозы», другие предпочитают избегать темы, дабы не попасть под раздачу, став жертвой перекрестного огня. Но ни бегство от проблемы, ни попытка загнать ее в подполье не решат саму проблему. Давайте же попытаемся разобраться: каким, в соответствии с откровением Божьим, должно быть наше отношение гомосексуализму вообще и к гомосексуалам в частности — как в церкви, так и в обществе?

1. Ничего нового

Пожалуй, самым популярным тезисом в пользу необходимости пересмотреть отношение церкви к так называемым «нетрадиционным» проявлениям человеческой сексуальности служит «аргумент от прогресса». Дескать, со времени написания Библии прошло много веков, человечество продвинулось далеко вперед, и нам пора избавляться от утративших свою актуальность этических норм: новые реалии требуют новых подходов. Не будем углубляться, насколько тезис этот совместим с иным, вторым по популярности, — что, мол, «это» же вполне естественно и, задавшись целью, можно обнаружить аналоги гомосексуального поведения в животном мире. (Вне зависимости от корректности истолкования наблюдаемых фактов, такое рассуждение наводит на мысль не о прогрессе, а о деградации человечества к животному состоянию.) Аргумент от прогресса изначально ложен и получил распространение в силу либо неосведомленности, либо умышленного желания сбить общественность с толку.

Священное Писание предупреждает: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: „смотри, вот это новое“; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после» (Еккл. 1:9–11).

Всевышний ниспослал Своему народу Тору на пути в землю Ханаанскую, где гомосексуализм слыл нормой (см. Лев. 18:24). А ранняя Церковь распространяла евангелие в греко-римской культуре, где педерастия (по-гречески «влечение к юноше») была явлением не только обыденным, но и одобряемым. Почти каждый мужчина имел гомосексуальный опыт, по крайней мере, в юности. Для патрициев было нормально иметь «возлюбленного» мальчика, всюду их сопровождавшего. Гиппократ провозглашал медицинскую пользу педерастии как для подростка, якобы, воспринимающего вместе с семенем зрелого партнера мужественность и силу, так и для его «наставника», получающего взамен заряд молодости и здоровья. Платон считал подобные отношения наиболее возвышенными, духовными и социально полезными.

Даже боги греко-римского пантеона были не чужды педерастических утех. У самого Зевса (Юпитера) был «возлюбленный» мальчик Ганимед. А император Адриан (76–138 гг.) причислил к сонму богов пылко любимого им юношу Антиноя и установил его статуи во всех городах империи для поклонения (в результате до нас дошло скульптур Антиноя больше, чем какого-либо другого исторического персонажа).

Именно в этом культурно-историческом контексте и несли Благую Весть ученики Христа. Апостольская проповедь была обращена к обществу, где гомосексуализм был распространен в значительно большей мере, чем сегодня. Так что идея, что библейские авторы были несведущи в данном вопросе, мягко говоря, не соответствует реальности.

Правда, в Библии, как и в прочей античной литературе, нет таких слов как «гомосексуальный», «гетеросексуальный», «сексуальная ориентация» и т. п. Это изобретения нового времени. Тогда же общеприняты (Платон, Плутарх, Иосиф Флавий, Филон Александрийский и пр.) были термины kata physin («соответственно природе») для гетеросексуальных и para physin («вопреки природе») для гомосексуальных отношений. Несмотря на столь широкое распространение, гомосексуальные отношения не признавались естественными.

В настоящее время чаще всего предполагают следующие причины возникновения склонности к гомосексуальным предпочтениям:

1. Генетическая предрасположенность.

2. Проблемы воспитания.

3. Гормональные нарушения.

4. Зависимость.

5. Распущенность.

Различные исследователи делают акцент на различных возможных причинах в зависимости от собственных предубеждений в данном вопросе. Вероятнее же всего каждая из этих причин имеет место в том или ином случае.

 

2. Исходный замысел

Когда знатоки Писания спросили Иисуса о пределах незыблемости брака, Он задал им встречный вопрос: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:4–6). Тем самым Спаситель напомнил им об изначальном замысле Творца относительно брачного завета. Из текста мы можем выделить три принципиальные составляющие первозданных брачных отношений:

1. Единство.

2. Между мужчиной и женщиной.

3. На всю жизнь.

Брачный завет первичен по отношению к любым общественным институтам. Он установлен Творцом еще до возникновения церквей, государств, правительств, судов, парламентов, учебных заведений и т. п. И потому ни одна из этих структур не вправе переопределять его.

Брачный завет являлся частью более обширного завета, который Создатель изначально заключил со всем человечеством — так называемого Адамова Завета. Завет Бога с Адамом состоял из трех заповедей. Человеку было предназначено:

1. Владычествовать над всем творением.

2. Плодиться, размножаться и наполнять землю.

3. Следовать Божьей воле (не грешить).

Но, как известно, человек ослушался Творца и, послушав сатану, лишился власти над творением. Так что первую заповедь, владычествовать, мы все теперь можем исполнять лишь в незначительной степени, независимо от своей «сексуальной ориентации».

Вторую заповедь, плодиться и размножаться, гетеросексуалы еще в некоторой степени исполняют, гомосексуалы же не исполняют ее вовсе. Что же до третьей заповеди, не грешить, то на это не способен никто из нас, по какому признаку мы бы себя ни самоидентифицировали. Адамов завет разрушен грехом.

Апостол Павел так пишет об этом: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:18–24). А Иоанн добавляет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Так что мы все весьма далеки от того, какими нам предназначено быть.

 

3. Свидетельство Писания

«Содомия» — один из терминов, в наибольшей степени связанных в нашем сознании с мужеложством. Но действительно ли оправдана такая ассоциация? Давайте посмотрим, о чем говорит библейский текст:

И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему, и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели. Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.

Быт. 19:1–5

Как видим, речь идет о покушении на групповое изнасилование двух ангелов. Как минимум, этот текст не имеет никакого отношения к половым контактам по взаимному согласию. Но самое принципиальное здесь то, что о гомосексуальных наклонностях жителей Содома мы можем судить лишь по косвенным данным. А раввинистическая традиция запрещает осуждение чего-либо, если тому нет непосредственных свидетельств. Ветхозаветный пророк так пишет о нравственном упадке в городе: «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала» (Иез. 16:49). Новый же Завет говорит о причине постигшей город Божьей кары, что «Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуд. 1:7). «Иная плоть» в оригинале — sarkos heteras ‘плоть иного рода’ (имеются в виду ангелы). Так что содомляне, оказывается, — гипер-гетеро-сексуалы!

Единственное непосредственное ветхозаветное указание о гомосексуализме имеется в Книге Левит: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость… Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 18:22, 20:13). При этом крайне важно иметь в виду, что указание это касается исключительно народа Божьего и только по отношению к этому народу. Никаких инструкций относительно проявляющих гомосексуальность безбожников Моисей не дает.

В Новом Завете гомосексуализм непосредственно упоминается трижды. Причем все три раза — у апостола Павла (косвенно гомосексуалы могут быть причислены к «скверным» или «развратникам», в зависимости от перевода, в Откр. 21:8, но это уже мудрствование сверх того, что написано). Вот наиболее радикальное из его утверждений: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (malakoi), ни мужеложники (arsenokoitai), ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:9–11).

Два понятия здесь появляются впервые в тексте Писания. Первое — malakoi. На языке койне это было оскорбительное слово, обозначающее тех, кто зарабатывает ролью «пассивного» гомосексуального партнера. Второе, aresenokoitai, создано самим Павлом и является буквальной калькой с еврейского словосочетания mishkav zakur («лежащий с мужчиной»), использованного в Книге Левит 18:22, 20:13 (в Септуагинте, греческом переводе Ветхого завета, — arsenos koiten).

На три аспекта этого утверждения стоит обратить особое внимание:

1. Гомосексуализм не выделяется каким-либо особенным образом среди прочих грехов — таких, как, в частности, пьяницы или сплетники (в Синодальном переводе — «злоречивые»). Все перечисленные группы людей относятся к одной категории «неправедные».

2. Все неправедные Царства Божия не наследуют.

3. Некоторые из вас (тех, кто наследует Царство Божье!) тоже когда-то были такими (в том числе и гомосексуалами), но получили оправдание в Иисусе Христе. Таким образом, приговор об отлучении неправедных от Царства не является окончательным. Христос дает выход из рабства греха и освобождает от проклятия Закона.

Опять же, текст этот обращен к Церкви, а не к неверующим, которые не наследуют Царства даже при идеальном образе жизни.

В другом послании апостол пишет: «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников (arsenokoitai), человекохищников, клеветников, скотоложников, лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению» (1 Тим. 1:9,10). Павел использует здесь уже знакомый нам неологизм arsenokoitai, и вовсе не утверждает, что это особый грех, превосходящий прочие грехи, скажем, обман или несоблюдение клятвы (о которых в церквах сегодня почему-то говорят с меньшим осуждением) по степени греховности. Всякий грех — мерзость перед Богом, а мерзость не имеет сравнительной степени – она не бывает большей или меньшей.

Наиболее же подробно Павел говорит о гомосексуализме в начале Послания римлянам, используя его в качестве исходного примера: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное (kata physin) употребление противоестественным (para physin); подобно и мужчины, оставив естественное (kata physin) употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1:21–27).

Обращаясь к аудитории, мало знакомой с Ветхим Заветом, апостол использует общепринятые в греко-римской культуре понятия естественной (kata physin) и противоестественной (para physin) сексуальной активности. (Кстати, здесь мы встречаем единственное во всей Библии упоминание «лесбийских» отношений.) Указанный отрывок также позволяет нам сделать ряд серьезных богословских выводов.

1. Текст этот описывает не индивидуальный опыт грешника (мол, осуетился — осквернился — получил возмездие), а состояние всего человечества в целом.

2. Постыдные страсти суть результат Божьего гнева, а не причина его. Клайв Льюис сформулировал это следующим образом: «Есть два типа людей; те, кто говорят Богу: „Да будет воля Твоя“, и те, кому Бог говорит: „Что ж, пусть будет по-твоему“». Как написано в грекоязычном еврейском тексте межзаветного периода, «посему-то и тех нечестивых, которые проводили жизнь в неразумии, Ты истязал собственными их мерзостями» (Премудрость Соломона 12:23).

3. Частные прегрешения — это всего лишь симптомы. Диагноз же — грех: «Они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили». Гомосексуализм приводится здесь в качестве наглядного примера того, как нечестивые получают «в самих себе должное возмездие». Грешат же вступающие в гомосексуальные отношения не в большей и не в меньшей степени, чем все те, кто поименован в последующих стихах: те, кто «исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:29–32).

4. По Закону верующие достойны такого же осуждения. Когда читатель, добравшись до конца первой главы, уже готов провозгласить: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи» (Лк. 18:11), Павел наносит сокрушительный упреждающий удар: «Итак, неизвинителен (anapologetos) ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2:1). Причем, «неизвенителен» здесь — то же самое слово anapologetos, что и «безответны», использованное по отношению к безбожникам в Рим. 1:20. Не отсутствие грехов дает оправдание верующим, но благодать Божья, получаемая через веру в Сына Его: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9).

Также смотрите вторую часть.

Комментарии

Добавить комментарий