Отрывки из книги Джона Мак-Артура „Наша достаточность во Христе“

0
мин

adequacyПрофессионализация служения душепопечения

К сожалению, привилегия наставления людей в Библейской истине всё равно может оказаться под угрозой — не по причине каких-либо барьеров, поставленных вне церкви, но по причине отношения к Писанию внутри церкви. Во время процесса [процесс против церкви «Благодать» в 1980 г. — Ред.] для дачи показаний были приглашены несколько «экспертов». Более всего меня удивили так называемые «психологи и психиатры от христианства», свидетельствовавшие, что Библия не содержит достаточной помощи для удовлетворения самых глубоких личных и эмоциональных нужд. Эти люди фактически доказывали перед светским судом, что Слово Божье не является достаточным источником для помощи людям в их духовных проблемах! Но что больше всего ужасает, так это количество верующих, которые готовы на слово поверить этим «профессионалам».

За последнее десятилетие появилась тьма христианских психологических консультаций. Хотя почти все они утверждают, что дают библейские советы, большинство просто пользуются светской психологией, упакованной в духовную терминологию. Более того, они удаляют служение душепопечения с его должного места в церкви и ставят христиан в положение считать себя некомпетентными в этом служении. Многие пастора, чувствуя себя недостаточными и, вероятно, опасаясь возможных тяжб по обвинению в некомпетентности, полностью готовы позволить «профессионалам» захватить то, что всегда считалось особой ответственностью пастора. Слишком многие купились на ложь, что решающая сфера премудрости существует за пределами Священного Писания и связи человека с Иисусом Христом, и что какая-то идея или подход помимо Библии имеет реальный ключ помощи людям в их насущных нуждах.

Настоящая психология («изучение души») может осуществляться только христианами, так как только христиане имеют источник, могущий понять и преобразить душу человека. Поскольку светский предмет психологии основан на безбожных предположениях и эволюционных теориях, он способен помочь в решении только поверхностно и только временно. Задолго до появления безбожной психологии, «работой с душами» называли своё служение пуритане.

Священное Писание — это учебник для любой «работы с душами», и оно настолько исчерпывающе в определении диагноза и назначении лечения по любому духовному вопросу, что под водительством Святого Духа ведет к уподоблению верующего человека Иисусу Христу. Это процесс библейского освящения.

Для людей логично обращаться за медицинской помощью при сломанной ноге, неработающей почке, больном зубе или других физических недугах. Благоразумно это также и для алкоголика, наркомана, человека неспособного к принятию знаний, травмированного насилием или жестоким обращением, пытающегося совладать со своей травмой.

Определенные приёмы человеческой психологии могут послужить для уменьшения травмы или зависимости и умерить поведение одинаково в христианах и неверующих. Существуют также некоторые типы эмоциональных заболеваний, когда основная причина — врожденная, и в таком случае необходимо будет лекарство, чтобы успокоить иначе опасного человека. Однако эти проблемы встречаются относительно редко, и они не должны приниматься как примеры для оправдания огульного использования светских психологических приемов в решении явно духовных проблем. Решение физических и эмоциональных проблем жизни таким образом не есть освящение!

«Христианская психология» как термин, используемый сегодня, имеет другой смысл. Слово «психология» больше не говорит об исследовании души; вместо этого оно описывает разношерстный калейдоскоп терапии и теорий, которые в основе своей гуманистичны. Идея и всё учение психологии не могут успешно объединиться с Библейской истиной. Более того, примесь психологии в учении церкви стерла грань, разделявшую исправление поведения и освящение.

Путь к целостности — это путь к духовному освящению. Неужели мы безрассудно повернемся спиной к Чудному Советнику, Источнику живой воды ради земной плотской мудрости и застоявшейся воды бихевиоризма [направление в психологии, отказывающееся от рассмотрения субъективного мира человека и предлагающее считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. — Перев.]?

Наш Господь Иисус свято и совершенно реагировал на все искушения, переживания и нападки в Своей жизни, а они были более тяжелыми, чем какой-либо человек когда-либо переживал. Поэтому, должно быть ясно, что совершенная победа над всеми бедами жизни придет только как результат уподобления Христу.

Никакой «работник с душами» не может поднять другого человека выше того уровня духовной зрелости, на котором находится сам. Поэтому высшим условием для психологов должно быть уподобление Христу.

Если человек действительно психолог-христианин, он должен проводить работу с душами в сфере глубоких истин Слова Божьего и Святого Духа, а не тратить попусту время на мелководье изменения поведения. Почему верующий должен выбирать перемену поведения, когда у него есть орудия для духовного преобразования? Это напоминает хирурга, пользующегося хлебным ножом вместо скальпеля. Самый квалифицированный душепопечитель — это тот, кто верно, тщательно и с молитвою назначает нуждающемуся Божественное освящение — уподобление в образ Христов.

Сегодня не может быть более серьёзной угрозы для существования церкви, чем массовое увлечение доктринами светской психологии. Они являют собой нагромождение человеческих идей, которые сатана подсунул церкви, как будто они являются убедительной, преобразующей душу истиной от Бога. Большинство психологов провозглашают неогностицизм, претендуя на обладание тайным знанием для решения реальных проблем людей. Есть даже такие психологи, которые заявляют о своей способности выполнять лечебные приемы, называя их «христианским душепопечением», но в реальности для лечения духовных проблем они просто используют мирскую теорию, прикрепив к ней Библейские ссылки.

И как результат этого, пастора, богословы, учителя Слова Божьего и духовные верующие, ставящие Библию во главу угла, воспринимаются как наивные, простоватые и вообще неполноценные душепопечители. Чтение Библии и молитва умаляются как «неуместные ответы», неполные решения для человека, который борется с депрессией или тревогами. Но христиане-душепопечители должны направлять людей к таким традиционным решениям, как Священное Писание, Святой Дух, Христос, молитва и благодать, хотя некоторые христиане сегодня считают, что ни один из выше перечисленных ответов фактически не предлагает средства для людских бед [1, сс. 53–56].

 

Провал «христианской» психологии

Однако, в наше время церковь принимает психотерапию более открыто, чем когда-либо. Если христианские средства массовой информации являются барометром церкви, то в христианстве происходит тревожный сдвиг. Христианское радио, например, когда-то бывшее оплотом библейской доктрины и христианской музыки, захлестнули радиобеседы со слушателями на темы популярной психологии и психотерапии. Проповедь Слова Божьего стала немодной. Любимцами верующих становятся психологи и душепопечители. А христианское радио стало мощным рекламным орудием для пропаганды психологии, выкачивая деньги миллиардами.

Таким образом, церковь проглатывает сильные дозы психологической догмы, принимая мирскую «мудрость», и пытается освятить ее, называя христианской. При этом в христианстве устанавливаются новые фундаментальные ценности. Появилась новая причудливая фраза: «Психическое и эмоциональное здоровье». Это не библейская концепция, хотя многие, похоже, приравнивают ее к духовной полноте. Грех называют болезнью, чтобы люди думали, что он требует лечения, а не покаяния. Укоренившийся грех называют плохой привычкой или зависимостью, и многие предполагают, что решение здесь — медицинское вмешательство, а не нравственное исправление.

Человеческие методы, скорее всего, принимаются духовно слабыми — теми, кто поверхностен или несведущ в Библейской истине и кто не готов стать на стезю страданий, ведущую к духовной зрелости и более глубокому общению с Богом. Печальный итог в том, что эти люди остаются незрелыми, будучи удерживаемыми самонавязанной зависимостью от некоторых псевдохристианских методов или психологического шарлатанства, которые, на самом деле, заглушают реальный рост.

Чем больше мирская психология влияет на церковь, тем дальше люди отходят от Библейского взгляда на проблемы и их решения. Постепенно психотерапевты устраняют Слово, главное Божье средство благодати (1 Кор. 1:21; Евр. 4:12). Попечительство, которое оказывают эти профессионалы, часто просто губительно. Не так давно я с ужасом слушал по радио, как психолог-христианин в прямом эфире, отвечая на звонки слушателей, давал советы, как выражать свой гнев психотерапевту посредством неприличного жеста. «Вперёд! — сказал он звонившему. — Это честное выражение ваших чувств. Не пытайтесь укрыть ваш гнев внутри».

«А как насчёт моих друзей? — спросил звонивший. — Должен ли я так же реагировать по отношению к ним, когда недоволен?»

«Конечно, почему нет! — ответил этот душепопечитель. — Вы можете отвечать так каждому, когда захотите. Кроме тех, кто, как вы считаете, этого не поймет, — они не будут хорошими психотерапевтами для вас». Это пересказ, но у меня есть кассета с записью всей программы, и то, что этот душепопечитель говорил, было намного откровеннее, даже неприлично, чтобы излагать на бумаге.

На той же неделе я услышал ещё одну популярную христианскую передачу, предлагавшую прямое душепопечение радиослушателям по всей стране. Одна женщина позвонила и сказала, что у неё уже многие годы проблема с вынужденным прелюбодеянием, и что она чувствует себя бессильной изменить своё поведение.

Душепопечитель высказал предположение, что её поведение — своего рода ответный удар, результат ран, нанесенных ей пассивным отцом и агрессивной матерью. «К восстановлению нет легкого пути, — сказал ей этот психотерапевт. — Ваша проблема просто так не уйдёт. Это укоренившаяся зависимость, а такие вещи требуют длительного душепопечения. Потребуются годы психотерапии для преодоления вашей потребности в незаконных половых связях». Затем он посоветовал звонившей найти церковь, которая будет терпеть её, пока она будет выбираться из «мучительных ран», «побуждавших» её впадать в блуд.

Что это за совет? Во-первых, душепопечитель дал женщине разрешение не торопиться с послушанием ясному повелению Священного Писания: «Избегайте блуда» (1 Кор. 6:18; см. также 1 Фес. 4:3). Во-вторых, он обвинил её родителей и оправдал её месть по отношению к ним. В-третьих, он как бы предположил, что она может избавляться от своего греха постепенно, — несомненно, под воздействием психотерапии.

Более того, он ясно сказал людям, слушавшим его интервью по всей стране, что у него нет реальной уверенности в силе Духа Святого мгновенно преобразовать сердце и поведение человека. Хуже того, он побудил церкви быть терпимыми к греху блуда в человеке, пока не начнет действовать психотерапия.

Сравните совет этих душепопечителей с удивительной простотой текста Гал. 5:16: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Действительно ли мы считаем, что годы психотерапии могут привести человека к моменту, когда он будет поступать по Духу? Конечно, нет, если психотерапевт рекомендует неприличные жесты, безразличие к покаянию и церковь, терпеливо относящуюся к хронической безнравственности! Такому душепопечению нет библейского оправдания — наоборот, оно абсолютно противоречит Слову Божьему. Апостол Павел писал коринфянам предать прелюбодея сатане, отлучив его от церкви (1 Кор. 5:1–13).

Я благодарен Богу за людей в церкви, которые, при наставлении других, основываются на Слове Божьем. Я благодарен за благочестивых душепопечителей, которые побуждают страдающих людей молиться и указывают им на Писание, на Бога и на полноту Его источников для всех их нужд.

Но я не возражаю против тех, кто использует здравый смысл или общественные науки, как полезную платформу для наблюдателя, чтобы взглянуть на человеческое поведение и разработать средства, могущие помочь людям научиться контролировать своё поведение. Это может быть полезно как первый шаг к настоящему духовному лечению. Но мудрый душепопечитель понимает, что вся поведенческая терапия заканчивается снаружи — далеко от подлинных решений реальных нужд души, которые разрешаются только во Христе.

С другой стороны, я не терплю тех, кто превозносит психологию выше Священного Писания, ходатайства и совершенной достаточности нашего Бога. И я не поддерживаю людей, которые желают смешивать психологию с Божественными источниками и продавать эту микстуру как духовный эликсир. Их методология сводится к молчаливому признанию, что источники, дарованные нам Богом во Христе, на самом деле недостаточны для удовлетворения наших самых глубоких нужд и исцеления нашей порочной жизни.

Сам Бог не высоко ценит советников, говорящих, что они представляют Его, но вместо этого уповающих на человеческую мудрость. В Иов. 12:17–20 сказано:

Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми. Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их; князей лишает достоинства и низвергает храбрых; отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла.

Божья премудрость настолько превосходит человеческую, что даже самые знаменитые советники из людей становятся посмешищем. Стихи 24 и 25 дополняют:

[Он] отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути: ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные.

Если кому приходилось переносить безумство советников с благими намерениями, так это был Иов. Неуместные, бесполезные советы друзей приносили ему столько же горя, сколько и атаки сатаны, которые он терпел.

Поражает глубина, до которой может опуститься христианская психотерапия. Недавно местная газета поместила передовую статью о небольшой клинике на 34 койки, открывшейся в Южной Калифорнии с целью лечения «христиан, подверженных зависимости от секса». (Я, однако, не понимаю, зачем такой клинике стационарное отделение с койками.) По сообщению статьи клиника связана с большой и хорошо известной протестантской церковью в той местности. Штат клиники состоит из специалистов, названных директором этого центра «настоящими первопроходцами в этой области [сексуальной зависимости]. Все они — образованные, признанные психотерапевты с сильной христианской ориентацией на терапию».

Достаточно ли крепка христианская ориентация этих психотерапевтов, чтобы они признали, что похотливость — это грех? Вероятно, нет. У нескольких сотрудников взяли интервью, и они последовательно использовали термины «болезнь», «проблема», «конфликт», «зависимое поведение», «лечение» и «терапия». Слова с нравственными оттенками тщательно избегались. Грех и покаяние вообще не упоминались.

Хуже того, эти так называемые эксперты насмехались с силы Слова Божьего преображать человеческое сердце и разрушать рабство греха блуда. Статья цитировала директора центра, объяснявшего, почему он верит, что его лечебный центр так важен для христиан: «Есть некоторые группы христиан, считающие, что всё, что необходимо человеку, — это Библия».

Это утверждение — отголосок неогностицизма. Унижая тех, кто верит в достаточность Библии, эти современные «безводные облака» (Иуд. 12) настаивают, что они причастны к высшему, более утонченному тайному познанию, имеющему реальный ответ на волнения человеческой души. Не пугайтесь их лживых утверждений. Не существует никакого высшего познания, никакой скрытой истины, ничего, что могло бы изменить человеческое сердце, кроме вседостаточных источников, которые мы находим во Христе.

Любой душепопечитель, желающий угодить Богу и быть эффективным, должен видеть целью своих усилий познание человеком достаточности Христа.

Взгляд, что человек способен сам решить свои проблемы, или что люди могут помочь друг другу «психотерапией» и другими человеческими средствами, отрицает доктрину о полной развращенности человека и его необходимость в Боге. Он меняет преобразующее действие Святого Духа на бессильную человеческую мудрость [1, сс. 64–69].

 

Литература

Комментарии

Добавить комментарий